Театральный фестиваль «туганлык» показал несостоятельность нынешнего формата — «новости дня»

Театры Башкирии, Татарстана, Дагестана, Казахстана, других стран и Киргизии продемонстрировали 12 пьес, а также три внеконкурсных. Не обращая внимания на то, что от призов и наград различной степени тяжести уйти смогли только немногие, фестиваль вскрыл множество неприятностей: от собственного безразличия к зрителям до необходимости поиска нового формата работы.

Программа была весьма плотной: за редким исключением любой вечер давали по два спектакля. В итоге заметить всю программу полностью было невозможно.

Театральный фестиваль «туганлык» показал несостоятельность нынешнего формата - «новости дня»

Фото: kulturarb.ru

Ложка дегтя в башкирской бочке меда

Одновременные показы на далеких друг от друга площадках вынуждали зрителей делать выбор. Наряду с этим очевидных параметров, в следствии которых зрителю необходимо дать предпочтение тому либо иному спектаклю, не было.

Вправду, что увлекательнее — татарский «Дон Жуан» либо казахский «Ревизор», башкирский театр либо хакасский? Выбрать, само собой разумеется, непросто.

Помимо этого, середина фестиваля пришлась на выходные, программу на эти два дня возможно было увеличить для удобства зрителей. Но уикенд был занят театральным йыйыном и лекцией приезжего критика для экспертов.

По всей видимости, организаторам выяснилось серьёзнее показать башкирское радушие и дать гостям всласть побегать в мешках и потаскать монетки из катыка без рук. Ну да, какой же это театральный фестиваль без бега в мешках?

— Ложка дегтя в башкирской бочке меда в том, что нереально было взглянуть все пьесы, увы, — отметил на итоговой пресс-конференции член и театральный критик совета экспертов премии «Золотая маска» Александр Вислов. — Ясно, что имеется неприятность зрителей, что не так зал днем, не смотря на то, что в выходные это в полной мере возможно было сделать. Огромное количество гостеприимства, доброты и тепла, но все-таки хотелось бы больше искусства, больше встреч с театрами.

Додавала азарта и перетасовка пьес в программе. «Калигулу» Молодежного театра еще до официальной публикации программы успели включить и исключить из конкурса. За сутки до начала фестиваля поступила информация, что «Макбета» из Турции заменили на внеконкурсный показ постановки «Джут» Башкирского театра драмы.

Необычная история вышла и с отменой спектакля «Останусь» из республики Тыва: спектакль отменили еще за много дней до фестиваля, но он остался в большинстве афиш. Молодежный театр убрал данные о показе со собственного сайта, но забыл снять более чем заметную афишу с фасада театра.

Почему-то практически никто не заявил об отмене спектакля прямо, среди них и сайт Башкирского театра драмы, что был основной информационной площадкой фестиваля. Целый фестиваль в том месте провисела ветхая программа, составленная еще летом.

И без того сойдет.

Все это было бы несложной организаторской оплошностью, если бы не дезориентировало зрителей. Невозможность приобрести билеты по интернету отрезала только часть публики, но стоит учесть, что большинство визитёров «Туганлыка» — люди старшего возраста, привыкшие брать билеты в кассах.

Ответственность, само собой разумеется, поперекладывают с одного театра на другой, но работу над неточностями ожидать очевидно не следует. Другими словами мы так и не определим, на чьей совести все те люди, каковые пришли, например, 12 сентября к закрытым дверям Молодежного театра и рванули в БАТД в надежде только легко опоздать на другой спектакль.

— Многие театры по уважительным обстоятельствам не приехали на фестиваль. Если бы они приехали, то выросла бы определенная композиция, где бы один театр оттенял бы второй, и оказались бы новые грани.

Не то что бы мне что-то показалось не сильный, но пьесы мало уступали по большому уровню. Возможно, обстоятельство в том, что кое-какие пьесы выяснили такую высочайшую планку оценки, что добротные постановки, каковые прошли бы на любом втором фестивале на ура, тут показались более неинтересными и менее заслуживающими внимание, — высказал вывод театральный критик, заведующий кафедрой истории, литературы и философии ГИТИСа Андрей Ястребов.

Казенное действо

Часть пьес проходила при полупустых залах. Наряду с этим в БАТД на закрытия и спектакли открытия свободных мест не было – все вероятные пробелы заполнили за счет пригнанных школьников и студентов, каковые удачно сбегали в перерыве.

Чего тут не хватило – маркетинга, рекламы либо зрительского интереса? Учитывая, что «Туганлык» проводился на грант главы Башкирии, то неприятность нераскупленных билетов вряд ли кого-то заденет – средства-то казенные.

Театральный критик Александр Вислов отметил большой уровень фестиваля, но с некоей оговоркой:

— Тут были пьесы, каковые сделали бы честь любому европейскому фестивалю, среди них и «Золотой маске». Иначе, были пьесы, чей уровень, к сожалению, пока еще не хорош для того чтобы важного и представительного фестиваля, как «Туганлык».

Само собой разумеется, это в известном смысле рабочий фестиваль, тут принципиально важно не только высказать театральные успехи различных государств, тут ответствен тот разговор, что идет за кулисами, обмен опытом. Но все же хотелось, дабы организаторы строже доходили к отбору.

В государствах, каковые участвовали в фестивале, как я знаю, имеется более хорошие и качественные образцы театрального мастерства.

Фактическим победителем фестиваля стала «Антигона» Башкирского театра драмы, которую поставил режиссер татарского театра им. Камала Фарид Бикчентаев.

Само собой разумеется, выбор жюри на любом конкурсе – это неизменно определенная лотерея, которая оставляет обиженных. И все-таки это по-своему характеризует состояние как фестиваля, так и башкирского театра по большому счету.

Премьера «Антигоны» чуть меньше года назад вынудила изрядно побурлить незаметную театральную судьбу республики. Негативный отзыв из соцсети задел творческую интеллигенцию, а последующая энергичная волна интернет-мнений больно хлестнула коллектив театра.

В этом половодье комментариев на одном берегу была обиженная публика, а на противоположном, настроенном положительно, – те, кто так или иначе связан с профессиональной критикой и театром. В следствии прений сытый голодного так и не уразумел, а «Антигона» была на подмостках «Туганлыка».

Непременно, темы в «Антигоне» актуальны очень: выбор между законом национальным и моральным так же, как и прежде стоит весьма остро. Но эта проблематика лежит на самой поверхности произведения и возможно передана любым провинциальным театром, среди них и башкирским.

Значительно сложнее то, что создатель пьесы Жан Ануй добавил в известную древнюю историю: основная героиня способна ощущать рамки ужасного сюжета, каковые она, как героиня, не имеет возможности перешагнуть, и это заставляет ее делать собственный выбор еще более осознанно. Границы в уфимской постановке частично размываются за счет введения в воздействие Хора, роль которого выполнил Алмас Амиров, но данный постмодернистский фокус не раскрыт полностью.

В итоге на первом и, в неспециализированном-то, единственном замысле остается основной конфликт, топорно шагающий прямо в лоб, — по-человечески трагичный, но по сути обычный и несложный. Так же безыскусно и традиционно выглядят храбрецы Лилии Галиной и Олега Ханова: актерская игра опускает проблему на бытовой уровень, где имеется угрозы и семейные крики, детская отеческая усталость и беззаботность, но нет надрыва, что бы покинул дыру в зрительском сердце.

Дело кроме того не в том, что книга занимательнее, а что объемный материал в данной интерпретации стал плоским и неотличимым от каждый башкирской постановки. Однако Ханов и Галина взяли награды за лучшие мужскую и женскую роли, а Ильдар Саитов, сыгравший роль стражника, – за лучшую мужскую роль второго замысла.

К слову, «Лучшую режиссерскую работу» также взял Фарид Бикчентаев — за спектакль «Дон Жуан». Постановка напомнила о лучших традициях татарского театра: большое количество шуток, нелепые карнавальные узнавания и, само собой разумеется, всеми любимая беготня в стиле Бенни Хилла.

Праздник дружбы народов

Как с шутливым выговором увидели в соцсетях, «какой жюри – таковой призер». В случае если эти пьесы стали лучшими, значит, и целый фестиваль находится на таком непритязательном уровне.

Но иначе, тот же азербайджанский ТЮЗ выдал броский и экспрессивный моноспектакль «Наказание». Одна-единственная актриса держала зал, причем куцый реквизит – две веревки, четыре стула и один тёмный ящик – ей удачно удалось перевоплотить в замечательные и многозначные метафоры.

Но она взяла один из тех утешительных дипломов, каковые раздавали конкурсантам, дабы они уезжали не с безлюдными руками. Возможно, жюри оценивало постановки с позиций провинциального зрителя, что принимает театр как очередное развлечение наподобие телевизора, призванного или смешить, или будоражить кровь по окончании новостей об автомобильных авариях и урожае?

Специалисты смогут какое количество угодно сказать о непрофессионализме публики, которую они в республике все никак не смогут воспитать, но, возможно, все-таки неприятность в чем-то втором?

Круглый стол, прошедший в рамках фестиваля, должен был традиционно собрать всех совместно и дать без особенных последствий поболтать о проблемах, каковые тревожат театральные команды. Слова признательности, которыми участники кормили бюджетные СМИ, внезапно поменяли тон и организовали вывод, что «Туганлык» в его нынешнем состоянии забыл о собственных целях, каковые обозначил еще в 90-е.

Художественный руководитель калмыкского драмтеатра Борис Манджиев и директор Молодежного театра Башкирии Азат Зиганшин высказали идея, что «Туганлык» попросту дублирует казанский фестиваль тюркоязычных театров «Навруз», никак не воздействует на развитие национального театрального мастерства и необходимо поменять формат.

— У фестиваля «Туганлык» нет программного директора, и в этом громадная неприятность. Никто ни за что не отвечает.

Наподобие отвечают все и никто конкретно, театральный критик Александр Вислов. — Нужна объективность, нужно брать лучшие пьесы, а не превращать фестиваль в праздник дружбы народов.

Следующий фестиваль «Туганлык» планируется провести в 2019 году. Он будет приурочен к празднованию разнообразных вековых юбилеев: подписания соглашения о создании Башкирской независимой республики, Башкирского драмтеатра, со дня рождения Мустая Карима.

Словом, громадный простор для конъюнктурных, пафосных и неинтересных постановок. В случае если за эти два года организаторы не предпримут решительных действий, фестиваль совсем превратится в родную, но некрасивую открытку.

И публика будет вынуждена ее брать, как неизменно приговаривая что-то обиженное в соцсетях.

В Уфе стартовал международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык»


Похожие статьи, подобранные для Вас: